Отечественный производитель, ау, где ты?
Так уж устроено, что людская память избирательна.
Люди старшего поколения прекрасно помнят вкус «Докторской» колбасы, производимой в Советском Союзе, и ее стоимость, равную 2 рублям 20 копейкам.
А то, что так вот просто зайти в магазин и попросить взвесить полпалки было невозможно, в ностальгирующих воспоминаниях обычно почти не упоминается.
Что уж там говорить о том, чтобы «достать» (так называли в те времена покупку дефицитных товаров) фирменные джинсы, японский двухкассетник или финские шузы… Зато в любой момент за сущие копейки можно было купить механический домкрат, пионерский галстук и плавленый сырок — традиционную закуску любителей «раздавить бутылочку» на троих. Но к новогоднему столу за апельсинами (если повезет), бутылкой шампанского и той же колбасой жителям провинции приходилось ехать в Москву.
Зато мы делали ракеты, были первыми в освоении космического пространства и выплавляли больше всех чугуна на душу населения. Граждане гордились мощным ядерным щитом своего социалистического Отечества, одновременно штопая носки, поскольку новые часто были в дефиците.
Прошли годы, и многое изменилось. Сегодня успешному предпринимателю или продвинутому менеджеру вряд ли придет в голову гордиться атомной бомбой. Да и носков неодеванных у них, как минимум, по десять пар в шкафу имеется.
Обещанное нам лет 20 назад долгожданное изобилие всевозможных товаров таки наступило! За этот (небольшой, в принципе) промежуток времени мы научились здорово торговать. Благо, в России пока есть чем: газ, нефть, лес, металлы, рыба. Взамен получаем из-за границы канцелярские скрепки и легковые автомобили, туалетную бумагу и плазменные телевизоры, запаянное в ледовый панцирь филе пойманного нашими рыбаками дикого камчатского лосося, цифровые фотоаппараты, сотовые телефоны, всевозможные лекарства и пр., и т. п. Да, чуть было не забыл — еще носки, качественные и приятно облегающие мужскую стопу.
Как же мы обходились без всего этого в прежние годы? Да вот, обходились как-то. Заводы и фабрики работали, трудовое население было занято, безработицы не ощущалось, никто не голодал, а вместо туалетной бумаги в ход шли прочитанные газеты, благо, тиражи их были огромнейшие.
Но вот задули ветры перестройки, и грянули перемены. Старые производства были спешно свернуты, их станки и оборудование разворованы, ВПК разрушен, инженеры ушли в челноки, военные — в сторожа и охранники, студентки — в проститутки, спортсмены — в бандиты.
Ну, а что за годы рыночной свободы научились делать мы своими руками? Да так, чтобы американцы, немцы, японцы и китайцы вздохнули бы от зависти. Давайте проведем небольшой эксперимент. Окиньте взглядом среду вашего обитания: собственную квартиру, дом, офис или рабочее место, автомобиль, если имеется (с учетом многочасовых пробок его смело можно зачислить в среду нашего обитания). Да, не забудьте заглянуть в домашнюю аптечку и холодильник. Теперь перечислите те товары отечественного производства, которые вы предпочли импортному ширпотребу. И не потому, что они дешевле, а потому, что качественнее, лучше, уникальнее.
Так сколько вещей с маркой «Сделано в России» можно насчитать? Аудио, видео и иная бытовая техника и сотовые телефоны — все импорт. Добавим сюда сантехнику и мебель. Перейдем к одежде, обуви, простыням, пододеяльникам и трусам. Про аптечку с дорогими импортными лекарствами и холодильник с его содержимым даже говорить не хочется. Увы, отечественные товары составить конкуренцию импортным не в силах. Практически все, что мы сами делаем руками, — ужасно. Осталось надеяться на Ё-автомобиль. Уж больно хлесткое имечко придумал ему Прохоров.
Да производить массу нужных и полезных вещей наш российский предприниматель и не берется. Зачем ему налаживать высокотехнологическое производство, если проще продать за границу пару цистерн нефти, прикупить там целый вагон дешевого ширпотреба и продать его нам втридорога?
Даже в торговую инфраструктуру мало кто вкладывается. Посмотрите на столичные гипермаркеты: «Ашан», «Леруа Мерлен», «OBI», «ИКЕА», «Мосмарт». Все они построены иностранцами. И много ли там товаров от отечественного производителя?
А где наша «большая химия»? Почему антиобледенительные реагенты для гражданской авиации мы вынуждены закупать за границей? Судя по всему, здесь просматриваются элементарные откаты. Неужели в нашей стране — с ее длинными и снежными зимами — производить такие химические препараты невыгодно, и требуется прямое указание премьер-министра для их выпуска?
Надо понять, что люди сами создают реальность происходящего. И пока мы все живем в газовом тумане на нефтяном болоте, где мухи не кусают и достаточно тепла, рассчитывать на лучшее не приходится. Рано или поздно туман рассеется, а болото высохнет. С чем тогда останемся?
P. S. На мой взгляд, одним из немногих отечественных продуктов, которые могут составить конкуренцию иностранным, является «Антивирус Касперского». Только он помог мне избавиться от вирусного червя Net-Worm. Win32. Kido.
Спасибо вам, Евгений Валентинович, за вашу программу.