Олонец. Что определяет лицо этого города?
Один из древнейших карельских городов — Олонец, был заложен в качестве порубежной крепости в месте слияния двух рек — Олонки и Мегреги. Разными событиями богата многовековая история этого населенного пункта…
Вплоть до 1721 года он исправно защищал границы Российского государства. Был крупным торговым центром Русского Севера. В начале XVIII века Олонец по пути на один из первых бальнеологических курортов России — Марциальные Воды — неоднократно посещал Петр Первый.
Шли, складываясь сначала в десятилетия, а потом и в века, годы. Потихоньку, исподволь, они изменяли этот город. А воды Олонки и Мегреги и сегодня, как много лет тому назад, несут свои воды на встречу с уже недалеким отсюда Ладожским озером. Точно так же, как кружащиеся по Олонцу реки, причудливо изгибаются и танцуют свой немудреный, медленный танец деревянные, по-домашнему уютные олонецкие улочки. А мосты определяют лицо города, придают ему оригинальные и неповторимая черты…
Они, в отличие от олонецких улиц, прямо пересекают покрытое льдом или свободное от него речное русло, тем самым скрепляя прочными, в большинстве своём деревянными, стежками замысловатую городскую ткань. А чтобы сами мосты были прочнее — для того в них предусмотрена такая интересная конструкция, как ледолом.
Олонец — город у слияния рек, решивший своими мостами соединить разделённые водными преградами берега… Идеалист! Но может, именно этой своей чертой городского характера Олонец и покоряет любого приезжего?
Всего мостов в Олонце, по рассказам его жителей, восемь. И это на одиннадцать тысяч жителей! Кто хочет проверить — приезжайте. Олонец любит туристов. И во многом благодаря им и живёт…
А как приедете и пройдётесь по многочисленным олонецким мостам… Обязательно выйдите на небольшой (длиной — не более 160, а шириной около 50 м) островок Мариам, что лежит ниже места слияния Мегреги с Олонкой. А ещё до того, как выйдите, увидите стоящую на острове каменную пятиглавую церковь Иконы Смоленской Божьей Матери с трапезной и колокольней, что построена в 1824—1830 гг. в стиле классицизма.
О строительстве этого храма есть интересная легенда. Мол, в 1819 году Олонец посетил Александр I. И не просто посетил, а зашел помолиться о здравии своих подданных. А как зашел, так пришел в неописуемый ужас. В таком плачевном состоянии тогда находилась церковь Иконы Смоленской Божьей Матери. Её ветхость настолько потрясла императора, что он незамедлительно выделил на ремонт или постройку нового храма 20 тыс. рублей. И через пять лет началось строительство.
Кстати, с именем Александра I связана ещё одна легенда. До революции церковь была действующей и к категории олонецких достопримечательностей ещё не относилась. Достопримечательность — катафалк, на котором везли тело Александра I из Таганрога в Петербург, стоял внутри церкви, между двумя столбами. В Олонец же катафалк попал благодаря немалым стараниям олонецкого купца И. Ф. Редуева.
В советское время Собор долгое время был закрыт. Колокольня и завершения — сломаны. Сначала в здании размещался кинотеатр, потом (с 1974 г. ) музей. В 1989-м церковь возвращена верующим и сейчас восстанавливается.
В пригороде Олонца — деревне Кунелица, реконструируется ещё одна, пятиглавая кладбищенская Успенская церковь с чудом сохранившимся иконостасом XVIII в.
Этот деревянный храм был построен во времена «императрицы и самодержцы Всероссийския, Великия Государыни Екатерины Алексеевны». Почти два с половиной столетия тому назад.
В 1788 году олонецкое городское кладбище было перенесено на новое место. Именно по этой причине 28 мая 1788 года на новом месте был заложен новый храм, который к осени уже был построен, а 15 октября освящен.
К концу следующего века (в 1862 году) церковь подверглась серьезным обновлению и перестройке, инициатором которых, в память о скончавшейся супруге, выступил олонецкий купец Василий Федорович Кузнецов. Благодаря его деньгам и старанию, храм подняли на фундамент, подправили и обшили тесом фасад, на паперти установили три колокола. Саму же церковь сделали теплой.
Так что, если кто попадет в Кунелицы, то, глядя на церковь, обязательно пусть вспомнит купца Кузнецова и его супругу. Если бы не они, кто знает, дошло ли бы до наших дней это культовое сооружение? А ведь то, что оно сохранилось, важно не только для него самого.
В середине прошлого века, когда одну за другой стали закрывать олонецкие церкви, сюда, в отдаленный кладбищенский храм, верующие приносили всё, что считали нужным спасти. На его чердаке и в домике кладбищенского сторожа были собраны иконы со всего Олонца и его окрестностей. Здесь же хранилась и одна из важнейших святынь края — храмовая икона Смоленского собора.
Успенской церкви, в отличие от многих других олонецких храмов, повезло. Она и сегодня радует нас своими голубыми главками.
А вот возведенный в 1630-м и перестроенный в 1891 году Николаевский собор был разобран в 70-х годах прошлого века. Не дошли до нас и другие олонецкие церкви. Например, Тихвинской иконы Божьей Матери (1682 г. ). Или Архистратига Михаила (1672 г. ). Зато прямо в центре Олонца стоит современная кирха одной из двух основных протестантских конфессий России — Лютеранской Церкви Ингрии.
А вот для того, чтобы увидеть одну из старейших деревянных церквей Карелии, надо проехать в деревню Мегрега, что в 12 километрах на юго-восток от райцентра по старой трассе М18 «Кола». Почти сразу же за выездом из этого населенного пункта, справа от дороги, в сосновом лесу стоит небольшая деревянная кубическая церковь Флора и Лавра с восьмискатным подщипцовым покрытием и с трапезной палатой.
Построена она в 1613 г. в честь побед России в войне со Швецией и по образцу каменных церквей. Посвящен храм святым Флору и Лавру, день памяти которых празднуется 18 (31) августа. Эти святые почитались крестьянами Русского Севера как хранители домашнего скота, покровители крестьянского хозяйства.
Ещё во времена наших дедушек и бабушек святые Флор и Лавр были известны если не всем, то очень многим. Их изображения обязательно были в каждом крестьянском доме.
Мегрегская церковь является редчайшим в стране памятником деревянного зодчества. В ней, четырехфронтонной, с шатровым верхом, хорошо просматриваются черты, характерные для знаменитого новгородского каменного храма Федора Стратилата — восьмерик с крышей в виде невысокого шатра расположен над трапезной, вход с крыльцом устроен с северной стороны. Церковь, как и её каменный прототип, небольшая по размеру, рублена из бревен, позже, в XIX веке, по архитектурным веяниям того времени, обшита снаружи тесом. Последнее сделано для придания деревянной церкви большего сходства с каменной.
Строгий интерьер церкви сохранился почти без изменений. У восточной стены, перед алтарем, установлен редко встречающийся старинный трехъярусный тябловый иконостас.
Церковь действующая, в ней периодически проводят службы. В её окрестностях расположено кладбище, на котором хоронят и в настоящее время. Храм, хотя и находится на небольшом пригорке, почти не виден с дороги из-за того, что закрыт деревьями сосновой кладбищенской рощи. Чтобы попасть к церкви, надо хотя бы примерно знать, где она. Для этого достаточно спросить у местных жителей о том, где деревенское кладбище. И вам обязательно ответят, покажут, а может, даже и проводят до самого места.
Язык, как показывает практика, он не только до Киева, но без особых проблем доводит и до мегрегской церкви Флора и Лавра. И не только до неё…