Олонец. Чем знаменит один из древнейших городов Карелии?
Есть города, которые и одной рекой похвастаться не могут. Но таких — не очень много. Тем более, у нас, в Карелии. Если не река, так озеро — обязательно. Об этом названия карельских населенных пунктов сами за себя говорят. Рыбрека, Приречный, Коткозеро, Суккозеро, Юшкозеро… Или Куркиёки, Суоярви, Найстенъярви, Лахколампи, Ахвенламби.
Последние — уже с оглядкой на западного соседа, какое-то время владевшего частью нынешней карельской территории. «Ёки» («йоки») в переводе с финского — река, «ярви» — «озеро». Просто озеро, безотносительно каких-либо его особенностей. А «лампи» («ламби») — озеро небольшое, лесное.
Но даже среди такого озерно-речного многообразия встречаются определенные уникумы. Олонец, например. Небольшой — 11,2 тыс. жителей — районный центр на юге республики. В 150 км от столицы Карелии — Петрозаводска по трассе М18 «Кола» в направлении на Санкт-Петербург. Вот здесь, в Олонце, река даже не одна. Две. Олонка и приток её — Мегрега.
Обе они для города многое значат. С места их слияния, где в 1649 году князем Ф. Волконским и воеводой С. Елагиным был заложен небольшой оборонительный острожек, и началась история Олонца как важной порубежной крепости и центра уезда, в состав которого тогда вошла вся Южная Карелия.
Хотя в письменных источниках город упоминается значительно раньше. Впервые об Олонце можно прочитать в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича, где под годом 1327 есть соответствующая запись. Вполне возможно, и это — не самое раннее из дошедших до нас сведений о нынешнем карельском райцентре.
Некоторые исследователи утверждают (и, наверное, не без основания!), что упомянутый в «Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна» Алаборг и Олонец — один и тот же населенный пункт. Просто называемый по-разному, с учетом скандинавских, финно-угорских и славянских языковых особенностей.
И под этим утверждением есть определенная историческая основа. Cовременные археологи датируют одну из стоянок древнего человека, что обнаружена в низовьях Олонки, в месте нынешнего расположения города, 2−3 тысячелетием до (!) нашей эры.
Так или иначе, но Олонец по праву можно считать одним из древнейших городов Карелии.
Правда, после победоносного завершения Северной войны в истории Олонца начались не самые лучшие времена. В 1721 г. граница со Швецией была отодвинута далеко на восток и северо-восток, и Олонецкая крепость постепенно утратила своё стратегическое значение. Уже к середине века её пришлось разобрать из-за ветхости. И город перестал быть пограничным форпостом России.
Всё большую и большую роль в его развитии начинает играть купечество. Здесь, конечно, положительно сказалась близость столицы империи — Санкт-Петербурга. И сейчас до него от Олонца по трассе М18 «Кола» чуть больше трех сотен километров, а в то время был удобный водный путь по Ладоге и Неве. Олонецкие купцы поставляли в столицу дрова, строевой лес, сено, сельскохозяйственную продукцию, изделия карельских ремесленников. Для того, чтобы успешнее вести свои дела, многие торговые люди переселялись в Санкт-Петербург и записывались в его купеческое сословие.
Естественно, это никак не способствует росту и процветанию города. К тому же, после того, как в конце XVIII в. образовывается Олонецкая губерния, её административный центр перемещается в Петрозаводск. И Олонец потихоньку превращается в самый обычный провинциальный населенный пункт.
О том, что когда-то Олонец был относительно богатым купеческим городом, нынче напоминает только сохранившаяся кое-где мощёная булыжная мостовая, оказавшаяся крепче и долговечнее советского асфальта. А так… Мало что осталось от тех времён и богатств.
Так уж получилось, что в Олонце никогда не было динамично развивающейся промышленности. Город лежит в самом центре постепенно спускающейся к Ладожскому озеру большой, пологой низменности — Олонецкой равнины. Скорее всего, именно местоположение города определило его название, которое, по мнению специалистов, восходит к карельским корням «алонго», «аловайне» — «низменность», «низовье». Да и не только название, но и специализацию.
Олонецкий район — сельскохозяйственный. Но Север всегда был зоной рискованного земледелия. Так что местный бюджет, формируемый за счет налоговых отчислений предприятий аграрного комплекса, традиционно относился к разряду дотационных.
Источник дополнительного дохода для города — заезжие туристы. Но и здесь… Не всё так просто. Если раньше трасса М18 «Кола» проходила прямо через город и транзитный пассажир, как правило, тормозил в Олонце на часик-другой (а то и с ночевкой!), оставляя здесь какую копейку, то в начале 90-х дорога ушла в объезд. И сейчас машины с мурманскими, ленинградскими, новгородскими и иными номерами идут мимо, не останавливаясь.
Но город не смирился с таким положением вещей. Думал, думал и… И нашел какой-то выход из, казалось бы, тупиковой ситуации.
Сегодня для отечественного и импортного, по преимуществу — финского туриста, Олонец знаменит прежде всего Гусиным праздником (по весне мелиорированные поля Олонецкой равнины являются самым большим естественно-природным «аэродромом подскока» для перелётных диких гусей). В мае их встречает и город, и туристы, специально приезжающие на экологический фестиваль «Олония — гусиная столица».
В августе Олонец проводит «Молочный фестиваль», знаменитый своим «Парадом коров». В октябре сюда можно приехать, чтобы поучаствовать в празднике национального костюма — «Олонецкий хоровод». И будьте уверены, костюмы будут самые настоящие, национальные. Карельские. Ведь Олонецкий район — единственный (!) в республике, где карелов — большинство. Их здесь — 16402 человека. Или 63% от общего числа жителей.
А ещё город знаменит «Играми Дедов Морозов», которых ежегодно приглашает к себе в гости карельский Морозенок — Паккайне. Считается, что именно здесь, в небольшом карельском райцентре, его Родина. 1 декабря у Паккайне день рождения. И на него съезжаются разные Деды Морозы со всей России и Санта-Клаусы из-за границы. Открываются Игры накануне дня рождения праздничным шествием, которое обычно верхом на белой лошади в сопровождении гномов возглавляет главный Дед Мороз России из Великого Устюга. Деды Морозы и Санта-Клаусы идут по ночному городу с песнями и поздравляют горожан и гостей Олонца с началом зимы.
На следующий день морозная Олимпиада продолжается разными веселыми соревнованиями. Седобородые дедушки состязаются и определяют самого-самого в метании валенка, в украшении елки, в преодолении специальной полосы препятствий. А в завершение Олонецких Игр — самый настоящий футбольный матч со сборной командой ветеранов спорта Олонецкого района и местных депутатов. На заснеженном поле, в валенках и тулупах. Только посохи разрешено оставить на хранение в подтрибунных помещениях.
Так что приезжать в Олонец можно в любое время года. И весной, и летом, и осенью. И не обязательно приурочивать поездку к какому празднику или фестивалю. В городе и так есть на что посмотреть.
Например, на самую старую в крае церковь Флора и Лавра, расположенную в селе Мегрега, что от Олонца в 12 км на юго-восток по старой трасе М18 «Кола». В пригороде Олонца — деревне Кунелица — стоит изумительная пятиглавая кладбищенская Успенская церковь, в которой, наверное, чудом сохранился иконостас XVIII века. А в самом Олонце восстанавливается интересная своей историей церковь Иконы Смоленской Божьей Матери.
Как-нибудь я постараюсь рассказать об этих (и не только этих!) Олонецких достопримечательностях…