Галопом по Европам: необходимость или авантюра? Калининград-Польша
Сейчас поездка из России в Европу — это не проблема. Позвонил в турагентство и заказал понравившийся тур. Как правило, турфирма помогает с визой, предлагает варианты поездки и транспортировки.
В назначенный день турист сел в автобус (на поезд, в самолет) и поехал (полетел) набираться новых впечатлений. Ему предстоит осмотреть много достопримечательностей, сфотографировать все на память, чтобы потом рассказать и показать многочисленным родственникам и знакомым, как это было.
Я хочу поведать о своем незапланированном выезде в Европу в «смутные времена» — первые годы существования нового независимого государства Российской Федерации. Я тогда и представить себе не могла, во что это выльется… «Остап Бендер» в юбке
Сразу после нового 1993 годы мы с подругой Таней почти одновременно получили приглашения участвовать в международном симпозиуме в Ницце. Мы обсудили эту новость, но денег на поездку ни у нас, ни у нашего института не было, поэтому эта тема была закрыта для меня, но не для Татьяны.
Следует сделать короткое отступление и рассказать немного о моей авантюрной подружке. Она несколько раз была замужем, от каждого брака ей в наследство оставалась очередная дочка. Алименты бывшие мужья платили не очень резво, поэтому она постоянно крутилась на нескольких работах, чтобы как-то свести концы с концами.
Может быть, такая непростая жизненная ситуация способствовала тому, что ее мозги работали совершенно непредсказуемо. Иногда она выдавала такие идеи, которые можно было поначалу принять за бред сумасшедшего, но на поверку оказывалось, что мысль довольно здравая, и ее вполне можно осуществить.
Не буду голословной и проиллюстрирую это. Через пару дней после того, как мы получили приглашения, Таня прибежала ко мне с горящими глазами и сказала, что есть грандиозная идея, как нам попасть во Францию… Для этого надо написать письмо пану профессору Ковальчику в Польшу (директору научного центра в Гдыне), предложить ему, что мы почитаем лекции, получить за это деньги, и на автобусе поехать из Польши во Францию. Я только пожала плечами: «Ну, если тебе хочется, то пиши письмо своему пану».
Вскоре я забыла об этом разговоре напрочь. Недели через три Таня приходит с письмом от профессора Ковальчика, который с удовольствием приглашает нас на неделю в свой научный центр. Нам будет оплачена гостиница и выданы деньги за прочитанные лекции. Татьяна сказала, что мы завтра идем во французское консульство оформлять визу. Следует заметить, что в Польшу в ту пору можно было ездить без визы, купив ваучер за символическую плату на границе.
Визу во Францию мы получили довольно быстро. Пришла пора собираться в дорогу. Путь предстоял неблизкий, с остановками и на перекладных. Татьяна сказала, что мы на пару дней остановимся в Париже у ее хорошей знакомой. Впоследствии оказалась, что она познакомилась с этой дамой в Дворянском собрании, где встречались потомки дворян, окончивших в разное время Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. К слову сказать, Татьяна происходила из старинной дворянской семьи, которая впервые упоминается в хрониках XVI века. 11 человек из этой семьи окончили Пажеский корпус. Таня этим очень гордилась. Начало «европейского тура»
Были куплены билеты до Калининграда, мы затарились едой, которая могла долго храниться. Собрали вещички, и в начале февраля двинулись по намеченному маршруту. Сутки в поезде пролетели незаметно, поскольку наконец-то можно было отоспаться.
В Калининград прибыли в полдень. На железнодорожном вокзале купили ваучер и билет на электричку до Гдыни. Время до ее отхода было предостаточно, чтобы осмотреться вокруг. Железнодорожный вокзал в Калининграде был переполнен людьми с кошелками, мешками и огромными сумками. Это было время, когда «челночники» мотались из России в Польшу и обратно и возили всякие товары для продажи. Это был способ выжить в ту нелегкую пору.
Электричка пришла вовремя. В вагоне все пространство от пола до потолка было заполнено «челноками» и их поклажей. Примерно за полчаса до прибытия на российско-польскую границу сограждане стали ходить по вагону и просить провезти лишний блок сигарет или бутылку водки всех, у кого таких товаров не было. Мы с Таней оказались единственными и «милостиво» согласились провести пару блоков сигарет. Дальше наше путешествие в электричке тянулось долго, «как голодное лето». От шести часов сидения в полутемном холодном вагоне затекли все члены. От разговоров соотечественников-челноков о том, где, что, как, почем продавать и что везти обратно, уже устойчиво тошнило…
Незадолго до полуночи, слава Богу, наш «экспресс» прибыл на станцию Гдыня-Главная. Татьяна была здесь уже не первый раз, поэтому знала дорогу от вокзала до гостиницы.
Мы бодро (насколько позволяли наши чемоданы) «потекли» в сторону отеля. Позвонив в дверь, разбудили дежурную, но она оказалась очень любезной и проводила нас в номер. К слову сказать, отель оказался очень приличным: в нашем распоряжении была гостиная, спальня, кухня и все удобства. В Польше
На следующий день к 9 часам утра мы явились в научный центр (НЦ). Нас очень приветливо встретил пан Профессор. Оказалось, что из всех сотрудников НЦ только он в такой час на рабочем месте! Мы побеседовали, обсудили план наших лекций, обменялись впечатлениями о жизни в России и Польше, сходили на ленч. Вернувшись в НЦ, мы обнаружили, что на рабочих местах начали появляться первые сотрудники. Через пару часов можно было начинать первую лекцию…
Я не знаю, что профессор Ковальчик сказал своим сотрудникам, но на следующий день ровно в 9. 00 все были у себя в лабораториях. Оказалось, что в НЦ работает достаточно много людей! Но эти люди смотрели на нас с Татьяной, как на «врагов народа», которые приехали неизвестно откуда и нарушили их привычный и удобный уклад жизни. Но речь не об этом…
Получив свои заработанные деньги, мы отправились покупать билеты на самый дешевый автобус «Орбис», который курсировал между Гдыней и Парижем. На автобусной станции билеты мы купить не смогли. Нам сказали, что надо иметь немецкую транзитную визу, чтобы воспользоваться этим видом транспорта… Можете себе представить наши лица, когда мы об этом узнали! Но Татьяна быстро пришла в себя от потрясения, поскольку в ее горячечном мозгу созрела новая «гениальная идея».
…Мы вошли в кабинет проф. Ковальчика, у Тани на устах была сахарная блуждающая улыбка. Вкрадчивым голосом она объяснила ситуацию, подчеркнув «политическую важность» нашего участия в симпозиуме. Она говорила долго, проникновенно и очень убедительно. Пан Профессор, видимо, проникся ее речами и распорядился о следующем. Миссис Шредер на институтской машине будет сопровождать нас в Гданьск в Немецкое консульство.
В консульстве миссис Шредер нам здорово помогла. После недолгих переговоров с консулом нам обещали оформить транзитную визу за 3 дня! Это значило, что Татьяна должна была просить пана Профессора, чтобы он оплатил нам дополнительно гостиницу и дал еще раз машину с такой любезной сотрудницей.
На этот раз я отказалась идти в кабинет пана Ковальчика, поскольку мне и так уже было стыдно, что нам все время от него чего-то надо. Через пять минут Таня вернулась обратно, и сказала, что нет никаких проблем: «Будет тебе и дудка, будет и свисток»…
Повествование будет продолжено во второй части…