Комикс «Тор», или Как потеря рабочего инструмента вредит имиджу?

Компания Marvel, как известно, очень трепетно относится к экранизациям своих комиксов и стремится вникнуть в процесс на всех этапах кинопроизводства. Начиная от кастинга актеров и заканчивая локализацией и подбором голосов для дубляжа на отдельных, особо перспективных территориях.

Оно и понятно, бумажные книжки с картинками интересны лишь гикам и коллекционерам, а кино — достояние широкой общественности, способное отлить в граните или затолкать под плинтус литературный оригинал. В последнем случае возможно тлетворное влияние на все последующие экранизации, что, как понимаете, крайне нежелательно. Вот и стараются парни из Marvel.

Иногда эти старания принимают поистине извращенную форму. За примерами далеко ходить не надо. За последние 10 лет Халк поменялся в лице уже трижды (Эрик Бана в 2003, Эдвард Нортон в 2008 и Марк Руффало в 2012). Невероятно успешная франшиза «Человек-паук», снятая под чутким руководством Сэма Рэйми, нежданно-негаданно получила в 2012-м перезапуск с новым актерским составом и постановщиком. Также как и «Фантастическая четверка». Помним мы и о том, что во втором «Железном человеке» роль приятеля Тони Старка, полковника Роуди, внезапно отошла Дону Чидлу, тогда как игравшего сей персонаж в оригинале Терренса Ховарда студия Marvel вышвырнула вон.

Съемки «Тора» подобные забавы тоже стороной не обошли. Начнем с того, что на пост режиссера продюсеры пригласили Кеннета Брэнну. Англичанин, известный своим пристрастием к шекспировским трагедиям, представляется в данном случае красивым, пушистым котенком, не приученным к лотку. Так и есть, всю свою кинокарьеру Брэнна писал мимо кассы. Его единственный квазиблокбастер «Франкенштейн» 1993 года с участием Де Ниро с треском провалился в прокате. Может, противоположности и притягиваются, но рисковать 150 миллионами бюджета «Тора» ради желания поработать с неопытным в вопросах блокбастеров британцем? Немудрено, что впоследствии к проекту подписали Джосса Уидона, отвечавшего за связь фильма с недавно вышедшим в прокат сиквелом «Мстители».

Собственно, как предыстория к «Мстителям» комикс «Тор» и предназначался с самого начала, посему обратимся к сюжету.

…У небожителя Одина, правителя запредельного Асгарда, есть два сына: белокурый и вспыльчивый Тор и коварный тихоня Локи. Пока мальчики росли, Один в красках делился с ними подробностями своего похода на земли Ётунхейма, где их седовласый папа лично поставил на колени расу ледяных титанов-камнелюбов и выкрал их сакральный синий свет в коробочке. Парни выросли, но мечта повторить ратные успехи своего отца у них заложена в крови и с увеличением количества мышечной массы лишь окрепла в сознании.

Имея в личном владении молоток-бумеранг Мьёллнир, Тор с дружной командой сподвижников, отправляется на гоп-стоп в Ётунхейм. Осторожный Локи тем временем наушничает батьке, что, мол, его отпрыск силой молодецкой и гаджетами божественными распоряжается не по целевому назначению. Папаша серчает, мирится с каменными врагами, а зарвавшегося Тора обзывает плохими словами и ссылает на Землю одуматься.

Лишенный мифической силы и молота, обиженный и оскорбленный в лучших чувствах Тор сталкивается с простыми землянами в лице профессора Селвига и его молодых коллег Джейн и Дарси. Упав с неба в пустыню штата Нью-Мексико, бог-громовержец превратился в обычного качка с голливудской улыбкой, но хорошими манерами. И пока Тор будет неистово жаждать вернуть потерянное могущество, его сводный братец Локи осуществит собственный план захвата Асгарда и долгожданной мести отцу, брату, врагам отечества и всем, кто попадется под руку…

Скажем сразу, что претензии о несоответствии фильма скандинавской мифологии не принимаются. Первоисточником ленты таки служит комикс 60-х годов, а не верования бородатых викингов. Именно поэтому рыжеволосый озорник Локи превратился в чернявого проныру с навыками построения голограмм и управления механизированной техникой. И это еще не самый кошмарный вариант, учитывая, что на роль злодея пробовались Джим Керри (стареющий укротитель пингвинов, интересно) и Джош Хартнетт (ужас какой).

Список претендентов на роль Тора был еще забавней. Бог миловал нас увидеть в данном образе Чаннинга Татума, однако скандинавского супермена вполне мог достойно сыграть Александр Скарсгард («Соломенные псы»). Ходят слухи, что к Мьёллниру также тянули ручонки Брэд Питт, Мэтт Дэймон и (не может быть!) Леонардо ДиКаприо. Последнее больше смахивает на байку, но пути богов викингов неисповедимы. Австралиец Крис Хемсворт не был первым в рейтинге, просто ему свезло связаться с Джоссом Уидоном на ленте «Хижина в лесу», да и типаж был подходящий. Мускулистый, блондинистый, элегантно небритый Хемсворт почти идеально вписался бы в стройные ряды супергероев Marvel, если б всю дорогу не скалился как идиот в присутствии Натали Портман. Этот нюанс портит общее впечатление от громовержца.

Что касается второстепенных персонажей, то они второстепенны буквально. Почтенный сэр Энтони Хопкинс в качестве строгого, но справедливого царя Асгарда добрую половину фильма проспал знаменитым «сном Одина». Его жена (Рене Руссо) представляет собой «славянский шкаф», который все хотят приобрести, но толком никто не видел. Четверка помощников Тора также выглядит бледновато и навевает мысли о пушечном мясе. Эти четверо (обжора, японец, интеллигент и девка) вносят суету в кадр, а Рэй Стивенсон, он же Портос из недавних «Мушкетеров», и вовсе косит под Депардье из французского киносериала про Астерикса и Обеликса. Тем не менее небожителей создатели фильма еще хоть как-то уважают. А вот землянам не повезло.

Перед студией Marvel стояла сложная задача. Дело в том, что действие большинства предыдущих экранизаций происходит на нашей планете. Человек-паук, Железный человек, Халк и Капитан Америка — это, в первую очередь, люди, а уж потом супермены со сверхчеловеческими способностями. В случае с Тором пришлось вырисовывать запредельные миры, что не только увеличило затраты на компьютерные спецэффекты, но и сильно понизило шансы быть замеченными тех, кто остался на матушке Земле.

Лента как будто раздваивается на два несопоставимых по качеству эпизода. Первый проистекает в Асгарде, где золотые палаты Одина соперничают по убранству с лучшими домами цыганских баронов, а второй немощно пылится в пустыне штата Нью-Мексико. Там, в небесах, бурлят жизнь и эмоции, а здесь, внизу, людишки суетятся, что-то ищут и изучают, но, рано или поздно, становятся пешками в разборках богов. Вся ссылка в Шушенское для Тора построена по принципу «пришел — увидел — победил». Не успели мы начать переживать за его роман с доцентом Портман, как в воздухе залетали обломки железного голема, а сам бог засобирал котомку домой.

Всё познается в сравнении. Учитывая, что комиксы в последнее время частый гость на киноэкране, сравнить есть с чем. И, увы, не в пользу «Тора». Ленте Кеннета Брэнны явно не достает масштабности и психологизма «Человека-паука» Сэма Рэйми (кстати, Рэйми был одним из первых, кто собирался экранизировать комикс про Тора — еще в начале 90-х). Как и шарма, обаяния и харизмы «Железного человека».

Получается, что конкурировать на равных «Тор» может только с неудачным воплощением «Фантастической четверки», а также со своим соседом по году релиза, «Первым мстителем». Или, как метко выразился Роджер Эберт из Chicago Sun Times, на фоне Бэтмена, Супермена и Тони Старка скандинавский качок с молотком выглядит жалко. Будем надеяться, что в «Мстителях» эту ошибку исправят.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: