Фаина Судкович. «Кто угадает дождь, кто остановит ветер?»
В последние годы я совершаю приятные открытия — узнаю поэтов-земляков, весьма далеких от пенсионного возраста и притом — ярких, интересных и талантливых. Одно из таких открытий — поэтесса и автор-исполнитель Фаина Судкович.
Человек живет, как может. Просто дышит невпопад. Просто чувствует до дрожи Одиночество Вселенной. Просто видит, просто слышит И шагает наугад Всемогущий царь Природы, Человек Обыкновенный…
Фаина родилась в семье врачей, выпускников Ленинградского мединститута. Первые годы ее жизни прошли в разных городах России, а потом семья обосновалась в Подмосковье. Там Фаина начала школьную учёбу, там же начались ее занятия музыкой. У девочки был абсолютный слух, и она выбрала своим инструментом скрипку, сменив ее через несколько лет на фортепиано. Когда Фаине было двенадцать, семья в очередной раз поменяла место жительства, переехав в Ногинск. В это время Фаина много пишет для всевозможных школьных газет, посещает кружок юного журналиста в городском Дворце пионеров. Однако среди любимых школьных предметов — не только литература, но математика.
— Но стихи начались раньше, лет в одиннадцать, — вспоминает Фаина. — Сначала темы были детские, а лет в тринадцать уже вовсю писала лирику. Знаешь, как у многих бывает — приходит первая любовь, а вместе с ней и стихи приходят. А еще — сочиняла мелодии, инструментальную музыку, исполняя свои вещи на фортепиано. Музыку любила самую разную, и эта вкусовая эклектика продолжается по сей день.
Выбор вуза оказался неожиданным — это был Московский Государственный Университет сервиса. Студенческие годы были отмечены занятиями в студии известного поэта и критика Кирилла Ковальджи, находившейся «под крылом» всесоюзно известного журнала «Юность».
— Это была самая настоящая литературная учеба, — говорит Фаина. — Тогда и сформировалось мое восприятие поэзии. А чуть позже был Клуб «Поэзия», выступления перед публикой… И однажды мне захотелось петь свои стихи под гитару. Это именно стихи, которые я пою, а не песни. Мне думалось, что я легче донесу свои мысли и чувства до слушателя, если облеку их в песенную форму. Быстро освоила гитарный аккомпанемент и вышла на сцену с «поющейся поэзией». И действительно, было понимание аудитории, и был успех.
Горбачевская перестройка, между тем, сменилась нелегкими «постсоветскими» девяностыми. После окончания университета Фаина успела и поработать в «родной» сфере обслуживания, и даже попытать свои силы в качестве тележурналистки на одном из районных коммерческих каналов. Однако обстановка в тогдашней Москве привела ее к решению об отъезде в Израиль. Антисемитские группировки тогда распоясались не на шутку, и это стало причиной репатриации для многих столичных евреев.
— Но для литературы и искусства это была, конечно, абсолютно либеральная эпоха, — продолжает Фаина. — Если говорить о поэзии, о песнях, то уверена: осталась бы — были бы и публикации, и концерты… Но для меня тогда началась «другая глава».
В 1993-м Фаина с сыном приезжает в Израиль и сначала поселяется в Бат-Яме — именно там с 1991-го живут ее родители. А чуть позже приятельница приглашает ее в Афулу и помогает ее устройству на первых порах.
— От простой рабочей на конвейере до менеджера по качеству, — лаконично резюмирует Фаина. — Особо переучиваться не пришлось; помимо ульпана, прошла несколько технических курсов. А поскольку еще в России трудилась на подобной должности, то и могу сказать — работала я почти все годы в Израиле по специальности. У меня ведь в дипломе значится «инженер», потому и абсорбция моя оказалась достаточно «мягкой». А «для души» — страничка на сайте Стихи. ру, полностью отданная стихам, выступления со своими песнями и вокальный ансамбль «Вокализ» под управлением Инны Окунь, где случается петь самую разную музыку.
На одном из городских концертов я и услышал песни Фаины Судкович, и они попали как раз «в десяточку». И я очень хорошо знаю, почему мне так нравятся «Человек Обыкновенный», «Неправды маленький глоток», «Шамаханская царица» и многие другие песни Фаины.
Есть много талантливых поэтесс, есть много авторов-исполнителей, сочиняющих отличные мелодии к своим песням, есть довольно много певиц с прекрасными голосами. А вот сочетание одного, другого и третьего вместе — лично я считаю уникальным, и именно это сочетание создаёт замечательный талант Фаины Судкович. А стихи особенно хороши еще и тем, что выходят далеко за рамки так называемой женской поэзии, они для всех — и для женщин, и для мужчин.
Музыкальная основа песен Фаины многое взяла от русского романса, его искренней и задушевной интонации. Прекрасный аккомпанемент гитаристки Катерины Удаль, выступающей в дуэте с Фаиной, идеально дополняет глубокий, выразительный, мелодически богатый голос певицы. Кате принадлежат аранжировки многих песен, интересные мелодические решения — иногда мы слышим отголоски музыки барокко, иногда — ритмику рэгги… А лиризм и «вечная» любовная тема соседствуют в песнях дуэта с философским осмыслением жизни и остроумными, ироничными картинками повседневной действительности.
В последнее время Фаина Судкович много выступает на фестивалях и концертах в разных городах нашей страны, начинает приобретать настоящую известность. К сожалению, до последнего времени часто срабатывали неверные стереотипы восприятия, когда большие дарования связываются в сознании публики со столицами и мегаполисами, а творческие люди, живущие на периферии, воспринимаются как «местные таланты». Но вот недавно поклонники творчества Фаины Судкович получили весьма приятное известие — поэтесса стала обладательницей Гран-при на 6-м Международном конкурсе русской поэзии имени В. Добина.
На самом деле, вся эта география — совсем ни при чём, и в нашу эпоху гений может творить в деревне, а полная бездарь — в столице. Сейчас очень неформальное время — время, когда надо не доверять ярлыкам и этикеткам, а оценивать творчество «по факту». Фаина работает над аудиозаписью своих песен, и я надеюсь, что когда-нибудь мы также увидим книгу её стихов.
Пусть это будет маленькая ложь, Придуманная слабому во благо. Пусть это будет маленькое благо, Приобретенное за грош. Что есть цена, как не тревожный знак Чужих попыток неповиновенья? Что есть она, как не пустое мненье, Поддержанное ценностью бумаг…
Пусть это будет маленькая блажь В стремленьи разделить себя на части. Пусть это будет маленькое счастье, Последний шаг, очередной вояж. Пусть это будет маленькой ценой За то, что я всегда всему виной.
Жизненный опыт научил меня серьёзно относиться к случайным, вроде бы, встречам и знакомствам. Дело в том, что в жизни нет ничего случайного. И лично для меня знакомство с такими яркими талантами, как автор-исполнитель Фаина Судкович или, например, хормейстер Инна Окунь — счастье и знак судьбы. Я долго занимался лирической поэзией, и поэтому очень подробно говорил публике о себе, своей душе и разных чувствах и переживаниях. А вот журналистика — чертовски хороша тем, что является самой неэгоистичной разновидностью литературы, ибо рассказываешь — о других людях.
Рад был, в меру своих скромных сил, рассказать о поэтессе и авторе-исполнителе Фаине Судкович. Пожелаем ей успехов и удач!