Во что играют наши дети, или Стоит ли забивать всех мышек в норки?
Непросто в наши дни найти для ребенка добрую игрушку или книжку! Подходишь к книжной полке — и видишь издание «Малыши на ферме» — о сельскохозяйственных животных. Не хочется покупать и кровожадные сказки, книжки о «Веселом цирке» и «Зверинце». Если бы я составляла рейтинг жестокой литературы, то на первое место поставила бы книгу «Малыши. Потрогай меня», где изображены животные, украшенные тактильными кружочками. На фотографию курицы наклеены настоящие куриные перья.
Да что там, в некоторые книжные просто страшно заходить. Любимый москвичами Дом книги на Новом Арбате весной 2007 года разжился странным интерьером для отдела детской книги. Чучела кабана, енота и лисы, выпотрошенные птицы, оскалившийся медведь, поставленный на задние лапы…
Трупы животных призваны «затейливо» изображать сцены из детских сказок: мёртвая белка «сидит» в клетке с золотыми орешками, лиса «разговаривает» с вороной — обладательницей сыра и т. п. Наверное, кому-то это показалось (и до сих пор кажется) забавным.
А что магазины игрушек? Родителям предлагают игры «Рыбалка», «Забей всех мышек в норки, попадая им молотком по голове», «Весёлое сафари», набор «Ферма», набор для охоты на крокодила — со световыми и шумовыми эффектами, детский боулинг «Зверушки», лошадь-качалку, танки, истребители, ползающего автоматчика, игрушечные пистолеты, лук, стрелы, шлем и меч…
У нас в доме нет военных игрушек, и мы не покупаем малышу милицейские машинки. Зато у нас есть отличный мусороуборщик с отделениями для сортировки бумаги и стекла, скорая помощь, бетономешалка, пожарные машины, экскаваторы… Но нет танков. Есть отвертки и молотки… Но нет пистолетов. И всякий раз в магазинах мы поражаемся жестокости изготовителей игрушек.
Развлекательные центры для детей предлагают не менее безнравственные аттракционы. Двухлетних детей предлагается сажать на лошадь-качалку, свинью-качалку, истребитель и военный корабль, полицейский мотоцикл. Дети, родители которых не задумываются, что за стереотип усваивает их ребенок, закупаются жетончиками, а мы бегаем по развлекательному центру в поисках нейтральной качельки-автомобиля или качалки в виде желтой подводной лодки.
Дети постарше вклиниваются в терпимость к насилию основательнее. В московских развлекательных центрах мы встречали детей, с наслаждением убивающих всевозможных существ — пиратов, животных (снова «Веселое сафари»), привидений, пауков (для выигрыша пауков следовало давить), крабов («Паника у крабов» — попади по крабу большим молотком), рыбок (убей рыбку кулаком). Встречали детей, стреляющих по людям же из разнообразного оружия (жертва варьировалась — преступник, нацмен, первобытный человек и в таком духе).
И уже, конечно, каждый видел детей в шариковом бассейне, огражденном сеткой, где дети стреляли уже друг в друга из труб шариками.
Даже играя в псевдопозитивные игры «Затуши пожар» (не знаю, как у вас, а у меня пожар положительных ассоциаций не вызывает) или «Кинь рыбкам в рот мячик» (хотя бы не рыбалка, и на том спасибо), игру принципиально ненасильственную мы не нашли, катаясь не на лошадке, а на неживом кресле, находиться среди одичавших подростков, визжащих от восторга при попадании в теоретически живую мишень — вредно. Гарантирует дегуманизацию. Я молчу о поведении взрослых, «пытающих силу». Просто молчу. Было страшно, что эти зверюги находятся рядом с моим ребенком.
Я как-то зашла в компьютерный клуб рядом с домом и увидела, как четверо зависающих в клубе шестилетних детей бесконечно убивают друг друга в Counter-Strike, общаясь исключительно матом.
А что, если подумать о том, в кого эти играющие в смерть малыши вырастут?!
Молодые люди, которым сейчас 15−20 лет, воспитывавшиеся без безумных военных игрушек, гордятся тем, что они фашисты, маршируют по всем российским городам, режут прохожих ножами. Если даже они настолько ожесточены, то что будет с игровыми зверятами через 10 лет. Кого-то вообще волнует, что общество ожидает волна жестокости, по сравнению с которой наши дни покажутся затишьем в болоте?
Хорошо. Есть безмозглые изготовители игрушек, не способные осознать новые времена (зачем делать игру «Не дай обезьянкам добраться до кокоса», сделайте же аттракцион «Помоги обезьянкам достать кокос»!). Есть кучка руководящих воров, которым на народ наплевать, которым надо повыгоднее продать кусочки страны и стада людей друг другу.
Но нам-то, родителям детей, детей, для которых существует этот мир, неужели нам настолько наплевать на эскалацию жестокости, прививки насилия, привычку убивать? В каком мире будут жить наши дети? Все наши дети?