Как развивалось европейское фехтование? Часть 1
Наверное, способы применения оружия возникли сразу, как только появилось само оружие. Это нормально: люди запоминали принесшие победу способы применения оружия, чтобы вновь использовать.
Известны изображения фехтующих в Древнем Египте, фехтовали римские гладиаторы (мы будем говорить о Европе, не касаясь Дальнего Востока). Но, похоже, фехтовальное искусство гладиаторов Рима (легионеры фехтованию не обучались) кануло в Лету вместе с ними.
Вначале попробуем прояснить, что считать фехтованием. Выскажу довольно субъективное мнение, что фехтование — это искусство ведения индивидуального поединка с оружием. С этой точки зрения, большинство воинских систем владения оружием фехтованием назвать нельзя. В сомкнутом строю важнее слаженные действия, нежели собственно искусство фехтования. Важнее удержать строй, маневрировать группой, собственно же действия оружием могут быть довольно примитивны. По сути, фехтование зародилось как гражданское искусство. Одна из первых сфер его применения — обычай Божьего суда, то есть поединка, призванного выяснить правоту одного из участников.
Распространены были поединки (и индивидуальные, и групповые) и у скандинавов.
Техника ведения боя определяется параметрами оружия. В 14−15 веках рыцарям не было особой необходимости уметь сражаться без доспехов. А вот в среде горожан это искусство развивалось.
Важно, что ранние техники поединка почти не предполагали использования клинка для защиты. В старых учебниках по фехтованию (фехтбухах) клинком защищаются, если в руках двуручный меч. Это логично: чем еще защищаться, если щита нет? К тому же двуручный меч и перехватывали за клинок, подобно копью, и использовали для выполнения борцовских приемов. В остальных случаях меч (а позже рапира) использовался в паре со щитом. Щит постепенно уменьшался в размерах, превращаясь в баклер — маленький кулачный щит. Первое упоминание о нем в фехтбухе относится к концу 13 века, активно применялись баклеры века до 16. Конечно, баклер в силу очень небольшого размера — оружие гражданское, на войне чаще использовались щиты. Зато баклер был пригоден для ношения в городе. Использовался он и с мечом, и с рапирой.
Кажется, рапира впервые упоминается во второй половине 15 века. В противовес мечу, само название «espada ropera» переводится как «меч для костюма». Понимать это можно двояко: и как оружие для ношения с гражданским костюмом, и как оружие для боя без доспехов. Наверное, с рапиры и начинается история того, что мы сейчас понимаем под фехтованием. Главное ее отличие от меча состояло в усилении колющих качеств. Ренессансной рапирой можно было рубить, но ее размеры, вес и баланс были оптимизированы именно для нанесения уколов. Рапира — оружие чисто гражданское, предназначенное для поединка. На поле боя наличие доспеха делало уколы узким длинным клинком довольно бессмысленными. К тому же при высокой летальности проникающих ранений их останавливающее действие невелико, что на дуэлях нередко приводило к взаимному убийству или, как минимум, к обоюдным ранениям.
Уже в 16 веке с итальянскими конкурентами полемизирует англичанин Джордж Сильвер («Парадоксы защиты», 1599). В Англии дольше других было распространено фехтование на мечах, и Сильвер указывает на высокий риск рапирного фехтования, а также на низкое (в сравнении с ударом) останавливающее действие укола.
Выход на передний план укола ведет к принципиальному пересмотру техники. Укол дальше достает; требует куда меньшего, нежели удар, усилия — следовательно, меняется манера движения в целом. Относительно легкая, сбалансированная на рукояти рапира позволяет быстро маневрировать кончиком оружия, находя бреши в защите.
Техника совершенствовалась постепенно. В раннем рапирном фехтовании не было понятия защиты в том смысле, как мы понимаем ее сейчас. Современные спортсмены фехтуют на более коротких и легких клинках, современные защиты клинком являются наследием французской школы фехтования на шпагах гораздо более позднего времени. То, что кажется сейчас само собой разумеющимся, было вовсе не очевидно в 15−16 веках.
Надо учитывать, что при переходе от рубяще-колющего меча к колющей рапире менялось все: от способа удержания меча до передвижений. Долгое время рапира использовалась преимущественно в паре с кулачным щитом, кинжалом, дагой (тяжелым кинжалом или малой шпагой), плащом. Во-первых, это наследие «эпохи меча», когда функции атаки и защиты были распределены по разным рукам и требовалось время для перехода на новую манеру ведения боя. Во-вторых, длинный клинок был довольно громоздким.
Помимо щита или кинжала, активно использовали защиты передвижением, уклонением с одновременной встречной атакой. Клинком защищаться, конечно, умели, но вся манера ведения боя существенно отличалась от современной. И конечно, защищались невооруженной рукой. Ничего невероятного здесь нет: клинок не имел бритвенно-острых лезвий, а рука была защищена плотной одеждой. Защищенная перчаткой кисть допускала захват за клинок и обезоруживание.