От кантри до рок-н-ролла. Где корни поп-музыки?
Кантри — изначально музыка американских ковбоев, жителей юга страны. Как вы знаете, эмигранты, которые создали США, в основном прибыли туда из Великобритании. Поэтому самое большое влияние на кантри оказал английский фолк, народная музыка, а заодно — ирландский и шотландский фольклор. И еще некоторое влияние на кантри оказал негритянский блюз.
Вообще-то, блюз появился немного позже кантри — в девяностых годах 19 века. В те времена принцип расовой сегрегации выдерживался очень жестко — несмотря на то, что американских негров освободили из рабства, до равноправия с белыми было еще очень далеко. Например, надписи на ресторанах и гостиницах «Только для белых», раздельное обучение черных и белых детей в школах и тому подобные неприятные вещи.
Но музыка — вещь очень демократичная, особенно в плане разных заимствований, и ковбои, которые начали сочинять и петь свои песни, со временем стали добавлять в них немного «черного» блюза. И получился очень оригинальный, типично американский стиль. Банджо — а это негритянский инструмент — перешло в кантри, маленькая скрипка «фиддл» из арсенала английского фольклора, губная гармошка и гитара… Вот типичный инструментарий стиля кантри в начале. Чаще всего кантри — это шутливые песенки, быстрые весёлые наигрыши (блюграсс) и красивые баллады.
А теперь перейдем к блюзу.
Александр Градский на одном из концертов в Израиле так определил, что такое блюз: «Блюз — это страдания негра в ночь с пятницы на субботу, оттого что ему не на что встретить субботу». Хотя, казалось бы… Ну, а если серьезно, то блюз — это лирическая песня американских негров, минорного характера. Как и кантри, он появился в южных штатах.
Сначала блюз пели под банджо, акустическую гитару, губную гармошку, потом под фортепиано, потом — уже в эпоху джаза — его пели под аккомпанемент джазовых ансамблей и оркестров, затем появились электрогитара, электроорган, бас-гитара, и блюз стали петь под их аккомпанемент (плюс ударные, конечно). Блюз изначально был довольно тихим и медленным стилем музицирования, но уже в джазовую эпоху, начиная с 20-х годов, он стал заметно жестче и быстрее — то бишь, блюз из деревни «переселился» в город.
И, конечно, здесь надо сказать о том, что прямой «потомок» блюза — джаз, оказал огромное влияние на лёгкую музыку, эстраду того времени. Ну, а электрогитары (которые, между прочим, появились значительно раньше, чем вы думаете — еще в тридцатых годах 20 века) — электрогитары процесс «урбанизации» блюза довершили. И появился — в тридцатых-сороковых годах — ритм-энд-блюз. Это был тоже блюз, но быстрый, с жестким ритмом и очень откровенными текстами. Именно от него и произошел позже рок-н-ролл.
Разновидностей блюза за его долгую историю было и есть очень много, и, собственно говоря, блюз — это или «отец», или «дедушка» очень многих стилей и жанров. Джаз, рок, соул, фанки, диско, рэп — это всё «дети» или «внуки» блюза. И даже «правнуки»…
Рок-н-ролл. Когда в пятидесятых годах прошлого столетия Соединенные Штаты познакомились с рок-н-роллом, то консервативные круги общества тут же заклеймили его как «коммунистическую заразу». Дескать, это коммунисты придумали рок-н-ролл, чтобы погубить капиталистический строй. Самое интересное, что в Советском Союзе партийные товарищи окрестили рок-н-ролл «буржуазной заразой». И, по их версии, это буржуи всего мира придумали рок-н-ролл, чтобы сокрушить основы социализма.
Для того времени это, действительно, была взрывная музыка. Дело в том, что негритянский ритм-энд-блюз в начале пятидесятых приобрел очень большую популярность у белой американской молодежи. Поскольку джаз, начиная с сороковых годов, стал очень заумным и элитарным, а тогдашняя эстрада была ужасно скучной, и ничего интересного там не ожидалось. Но Штаты в то время еще жили по принципу «белые — направо, черные — налево», и произошла вполне закономерная вещь. Белые музыканты адаптировали, приспособили ритм-энд-блюз под вкусы белой же аудитории. Тексты причесали, добавили немного своего кантри и назвали всё это «рок-н-ролл». А такой феноменально одаренный товарищ, как Элвис Пресли, сделал этот стиль мировой музыкальной модой.
Вот с этого периода, с пятидесятых годов, и началась эра поп-музыки: популярной музыки. С огромными тиражами пластинок, очень шумными и многолюдными концертами, интервью и пресс-конференциями, певцами и певицами в качестве кумиров и т. д. и т. п. Никогда раньше лёгкая музыка, эстрадная музыка такого массового ажиотажа не вызывала.
В Союзе рок-н-ролл официально «не разрешили». Но в начале шестидесятых появился более легкий и мягкий вариант рок-н-ролла — твист. Он-то как раз и был «узаконен» на советской эстраде, и, начиная с 1963 года, на несколько лет воцарилась «эра советского твиста». «Лучший город Земли», «Последняя электричка» и многие другие шлягеры. А потом «разрешили» ВИА как легкую и «идеологически выдержанную» версию ранней рок-музыки. Но это уже другая история — долгая и интересная…
Ну вот, вкратце, предыстория поп-музыки, рок-музыки… Конечно, после этого много еще чего интересного произошло, много чего прозвучало. И стало «ретро». Потому что, если хронологически точно — тем людям, которые в пятидесятых начали играть рок-н-ролл, им сейчас уже под восемьдесят, за восемьдесят… А двое ныне живущих участников легендарного ансамбля «The Beatles», например, тоже находятся в пенсионном возрасте.
Это я к тому говорю, рок-музыка доступна всем поколениям, в ней много красивых мелодичных песен, даже таких, что можно петь вместо колыбельных. И если после моей статьи вы захотите послушать «The Beatles» или нашу «Машину времени», я буду считать свою задачу выполненной.