Инвестиции в условиях кризиса

Мировой кризис паровым катком прошелся по российской экономике, перечеркивая достижения последних лет безудержного роста. Заморожены многие стройки, из-за отсутствия спроса на продукцию останавливаются заводы и фабрики, растет безработица, а спад промышленного производства в отдельных отраслях измеряется десятками процентов. Однако, не взирая ни на какие глобальные катаклизмы, жизнь продолжается. Экономисты и аналитики уже всерьез спорят, пройдено ли «дно» кризиса и насколько стремительным будет восстановление.

Хорошим опережающим индикатором состояния экономики является инвестиционная активность в стране. В самом деле, если государство и бизнес готовы вкладывать в развитие средства, которые окупятся лишь через много лет, значит, дела идут совсем неплохо. Более того, история XX века показывает, что именно капитальные вложения становятся тем двигателем, который в тяжелое время рецессии дает толчок развитию промышленности, создает новые рабочие места и наполняет местные и федеральные бюджеты. Как мы помним, масштабные инвестиции в инфраструктурные проекты помогли США преодолеть последствия Великой депрессии.

В этой связи интересно провести анализ инвестиционных программ и проектов, которые, несмотря на очевидные трудности, все-таки продолжают реализовываться в России в текущем году.



Дела государственные Вряд ли кого-то удивит тот факт, что самым крупным инвестором в нашей стране выступает государство. С 2006 года продолжается ряд мегапроектов, финансируемых из Инвестфонда РФ. Хотя, безусловно, те инвестиционные программы, которые были сверстаны еще во времена профицита бюджета, сейчас пришлось серьезно пересматривать. В текущем году их финансирование сократилось почти вдвое и приоритет отдан детально проработанным масштабным проектам, таким как «Урал промышленный - Урал полярный», освоение Южной Якутии, развитие Нижнего Приангарья. В соответствии с утверждённой инвестиционной программой на 2009 год, общий объём финансирования капитальных вложений составит 699,88 млрд. руб.

Надо отметить, что под влиянием кризиса практически все компании с государственным участием в той или иной степени были вынуждены урезать планы развития. Так, инвестпрограммы государственных энергокомпаний сократились в среднем на 40%. Мосэнерго, к примеру, выделит на развитие в 2009 году не более 16-19 млрд. руб. против 37,2 млрд. руб. в 2008 году.

И только корпорация «Газпром», кажется, не замечает кризиса: объем финансирования капитальных вложений на текущий год составил 700 млрд. руб., что на 12% больше по сравнению с 2008 годом! В числе реализуемых этой естественной монополией инвестиционных проектов - программа газификации регионов, обустройство новых месторождений, прокладка новых магистральных газопроводов и т. п.



В надежде на потребителя

В наибольшей степени негативное влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры испытали малые и средние компании, а также те из крупных бизнесменов, кто не включен в государственно-промышленную и добывающую «вертикаль».

В отличие от гигантов, они не являются «системообразующими», а потому не могут рассчитывать на государственную поддержку. Вместе с тем, из-за увеличения процентных ставок и ужесточения требований к заемщикам, для них оказались труднодоступны и банковские кредиты. Всё это поставило отечественный бизнес в крайне тяжелое положение, часто перечеркнув планы развития.

Однако среди всеобщего моря пессимизма остались островки стабильности и даже относительного процветания. Наиболее защищенными от кризисных явлений оказались компании, сделавшие ставку на самые необходимые услуги и товары повседневного спроса. Это вполне закономерно: сколь бы ни была тяжела ситуация в экономике, люди не перестают пользоваться мобильной связью, покупать продукты и одежду, разве что меняют свои предпочтения в сторону более дешевых брендов.

В особо выигрышном положении очутились торговые сети, работающие в формате «дискаунтер», то есть продающие самые дешевые товары с минимальными наценками. Например, компания «Магнит», одна из крупнейших российских розничных сетей, планирует в текущем году открыть по стране не менее 430 маленьких магазинов формата «у дома» и до 9 гипермаркетов. Объем инвестиций в расширение сети составит $660 млн., причем большая часть суммы – это кредиты госбанков, впечатленных отличной отчетностью компании за 2008 год.

Полны надежд на будущее и телекоммуникационные компании. Конечно, прошлогодние амбициозные планы инвестиций пришлось сокращать. Многие региональные операторы фиксированной связи уменьшили капиталовложения более чем на 50% относительно предыдущего года, а сокращение бюджетов у мобильных операторов составляет до 25%. Но сейчас крупные игроки этого рынка используют сложившуюся ситуацию для дальнейшего развития и занятия свободных ниш в российских регионах.

Так, компания «Дальсвязь», крупнейший оператор фиксированной связи Дальнего Востока, в этом году планирует вложить в развитие отрасли 3,4 млрд. рублей (это на 600 млн. руб. больше, чем в 2008 году). По словам Антона Колпакова, генерального директора компании, возрастут инвестиции в строительство инфраструктуры, прежде всего, волоконно-оптических линий связи, также планируется реализация проекта по созданию спутниковой сети передачи данных на Камчатке и в Магаданской области.

Компании группы «Связьинвест», объединяющей семь региональных операторов, в структуру которой входит крупный оператор междугородной и международной связи «Ростелеком», продолжают строительство сетей в регионах, начатое до кризиса. А «Центртелеком» заявил о дальнейшей реализации инвестиционной программы, которая предполагает прокладку оптоволоконных каналов почти до каждого муниципального образования Центрального федерального округа.



Кризис – лучшее время для инноваций? После августовских событий в Южной Осетии, как известно, многие зарубежные инвесторы стали сворачивать свои программы. Начавшийся в России кризис усилил их отток, частично спровоцировав биржевой обвал. Однако тенденция, кажется, переломилась. Сейчас на торгах РТС доля активных иностранных покупателей растет едва ли не быстрее, чем количество компатриотов.

Есть и те, кто вообще не уходил с рынка, посчитав, что его перспективы важнее политических и спекуляционных резонов. Некоторые западные компании, как правило, давно работающие в России, сочли, что кризис – самое лучшее время для активного продвижения своих технологий и производств. Например, компания Ruukki, европейский поставщик решений из металла для строительства и машиностроения, продолжила развитие сервисных металлоцентров, весьма популярных в Европе и довольно слабо распространенных в нашей стране. Это не просто металлоторговые базы, а комплексы с собственным производством, складом, логистическими и транспортными услугами.

В промышленной зоне «Парнас» в Санкт-Петербурге уже несколько лет успешно действует сервисный металлоцентр (СМЦ) Ruukki, один из первых в стране. В этом году здесь запустили новую линию поперечной резки металла. Она позволяет перерабатывать около 30 тыс. тонн металла в год.

В результате ввода в строй нового участка, компания получила возможность существенно расширить спектр услуг, а значит – привлечь новых клиентов. Современное оборудование позволяет обрабатывать материалы (холодно- и горячекатаную сталь, алюминий) толщиной от 0,4 до 3 мм и шириной от 300 до 1600 мм, кроме того, на линии можно осуществлять резку металла на листы длиной от 300 до 6 000 мм. Помимо расширения ассортимента, это позволит снизить транспортно-логистические издержки и, как следствие, повысить конкурентоспособность услуг сервисного центра.

Общие инвестиции на реконструкцию производства в Санкт-Петербурге, включая новую линию, составили 20 миллионов евро.

«Используя услуги Ruukki по предварительной обработке металла, заказчики получат возможность сфокусироваться на своем основном бизнесе, - объясняет Олави Хухтала, Президент Ruukki Metals. - Выгоды очевидны: более эффективный производственный процесс, нет необходимости инвестировать в предварительную обработку металла, отличное качество конечного продукта».

«В ближайшие 4-5 лет мы планируем развивать производство в России, – добавляет С. В. Чернышев, генеральный директор ООО «Руукки Рус» - российской «дочки» финской корпорации. - Более того, мы хотим и дальше активно идти в регионы».



В Россию – с деньгами!

Одно облако, как известно, не делает бурю. Однако, при ближайшем рассмотрении, капитальные инвестиции в российскую экономику по-прежнему весьма привлекательны для зарубежных компаний. Одной из основных мотиваций для вложений в развитие российских производств стала прошедшая девальвация рубля. Теперь многие товары выгоднее производить на месте, нежели импортировать из-за границы.

Очевидно, такими соображениями руководствовался крупнейший мировой производитель керамической плитки Marazzi Group, который еще с 90-х годов считается самым активным итальянским инвестором в российскую экономику. Компания до 2012 г. планирует инвестировать в российские предприятия концерна 150 млн. евро. Инвестиции этого года в размере 21 млн. евро направлены на строительство новых корпусов орловского завода керамической плитки «Велор» общей площадью 10 тыс. кв. м и запуск двух новых производственных линий.

«Нами было принято решение не снижать инвестиционную активность, - разъясняет Лариса Витальевна Новикова, генеральный директор ЗАО «Керама Центр» и член совета директоров ЗАО «Велор» (MARAZZI GROUP). - Импорт в России сегодня переживает не лучшие времена. Во многом это определяется нестабильностью курсов мировых валют, которые увеличивают стоимость ввозимой продукции. В данном случае локализация производства на территории России – очевидный плюс. Мы используем дешевое российское сырье, но в то же время предлагаем рынку продукцию европейского качества».

Желающих «локализовать производство» на российской земле становится все больше, и вполне закономерно они выбирают те регионы, где созданы условия для развития. Как правило, здесь лидируют промышленно развитые районы страны.

Одним из первых субъектов Российской Федерации, начавших планомерную работу по привлечению иностранных инвестиций, была Ленинградская область. Благодаря усилиям местных властей в регион пришли такие крупнейшие инвесторы, как Ikea, Сaterpillar, Ford, Hyundai, Nokian Tyres и многие другие.

По словам губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, несмотря на экономический кризис, ни одна зарубежная компания не отказалась от своих инвестиционных планов на территории региона. Хотя, например, концерну Hyundai из-за финансовых затруднений пришлось временно приостановить строительство автозавода в промышленной зоне Каменка.

Активно, несмотря на дороговизну земли, развивается промышленно-инвестиционная деятельность в Московской области. Например, компания GRUNDFOS, ведущий мировой производитель насосного оборудования, инвестирует в 2008-2009 годах 30 млн. евро в развитие своего российского производства. На территории уже работающего завода в Истре планируется возведение нескольких новых объектов. «Политический и экономический климат Истринского района, безусловно, привлекает инвесторов, – считает Галина Бирюкова, генеральный директор «Грундфос Истра». - В районе имеется опыт реализации инвестиционных проектов. На его территории построено несколько иностранных заводов и совместных предприятий с участием иностранных партнеров. Кроме того, с точки зрения логистики, эта площадка весьма удобна: она находится недалеко от Москвы, а Новорижская трасса обеспечивает свободный доступ к новому предприятию в любое время суток».

Еще одним «инвестиционным Клондайком» стала Нижегородская область, где с января 2009 года стартовало несколько крупных инвестиционных проектов с привлечением иностранного капитала. Решение о размещении своих производств на инвестиционной площадке в Дзержинске приняли такие известные иностранные компании, как Lanxess (180 млн. рублей в производство каучука) и «А. Раймонд» (223 млн. рублей в строительство завода по производству крепежных элементов).

В Калужской области, помимо крупного проекта Ruukki, австрийской компанией Magna International Europe уже в этом году будет вложено 20 млн. долларов в строительство завода по производству запасных частей и комплектующих к автомобилям для калужского автозавода Wolksvagen. А американская корпорация General Electric на территории индустриального парка «Росва» начинает строительство предприятия по капитальному ремонту энергоустановок. Стоимость проекта оценивается примерно в 35 млн. долларов.



Итак, кризис не смог поставить точку на инвестиционной активности в нашей стране, хотя, казалось бы, сделал для этого все возможное. В результате во многих отраслях экономики сложилась уникальная ситуация, которая позволяет с минимальными затратами занять новые позиции на рынке. И те компании, которые все еще имеют финансовые возможности для развития, должны спешить воспользоваться этим благоприятным моментом.



Елена Гришина










Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: