Кто пишет плохие учебники и почему они попадают в школы?

Постоянно в руки попадают школьные пособия, и качество их не то что удручает — шокирует! Думала, эта проблема актуальна только в нашей стране, ан нет, сестра, живущая в Москве, тоже постоянно жалуется на безобразные учебники. Как же так, почему частенько учебники плохого качества, да и плюс ещё безграмотные, попадают в школы?

Сначала хочу упомянуть мои книги, которые застала я. Молодые родители наверняка не знают, какие чудесные учебники мы получали, хотя они тоже имели массу нареканий, как вижу сейчас — совершенно незначительные по сравнению с современными.

Книги выдавались бесплатно! Некоторые родители покупали учебники своим чадам, как, например, мои — папа ездил в Германию, где в то время их печатали, и привозил мне полный комплект, потому что мама была категорически против библиотечных по соображениям гигиены (у неё вообще была маленькая паранойя на гигиену и чистоту).

Учебники были одинаковые для всех школ. В специализированных, допускаю, были отдельные книги, которых не было в общеобразовательных школах, но основа всё равно была одинаковой.

Не помню ни одного клееного учебника, все прошитые! И обложки твёрдые, причём сделанные по-хитрому: жёсткие снаружи и пустые внутри. Бумага — сероватая, но натурального происхождения и лёгкая. То есть учебник получался, так сказать, «повышенной прочности», но лёгкий и экологически безвредный.

Конечно, книги для школы проходили жёсткий фильтр в плане идеологии, но наряду с этим все данные в них были совершенно правильны и откровенных неточностей или ошибок не было. Простим Старкова и Диксона за наш учебник английского с их знаменитой фразой: «The boy has two balls, the girl has no balls», ибо этот ляп — ничто по сравнению с перлами в современных книгах!

А теперь так же по пунктам посмотрим, что предлагается детям сейчас…

Книги — не просто дорогие, они имеют неимоверно высокую цену! С этого года в Грузии, слава богу, детям начали выдавать бесплатные учебники, но наряду с набором библиотечных всё равно в обязательном порядке нужно купить несколько, и они очень дороги… В России, насколько я знаю со слов сестры, книги для школы — просто разорение! Учебник музыки, который обязали купить в простой общеобразовательной школе, по её словам ей обошёлся где-то в 90 у.е., немыслимая цена!

Полный бардак в отношении обязательного набора книг. Нет никакого жёсткого стандарта, есть список, из которого каждая школа выбирает, но он — чуть ли не миллион наименований по каждому предмету.

Учебники жуткого качества… Лично у меня сложилось такое впечатление, что это откровенное вредительство: кто-то целенаправленно хочет испортить зрение детям! На сероватой или желтоватой глянцевой (в лучшем случае) бумаге — меленькие буковки светло-серого цвета. Днём ещё можно при солнечной погоде ЭТО почитать без напряга, но вечером, когда, в основном-то, и учатся уроки — даже при хорошей лампе через полчаса глаза начинают гореть…

Прошитые учебники — мечта, все — клееные, обложки — яркие, но тоненькие, углы обложек задираются буквально через несколько дней. От износа обложки не спасает даже обёртка (мафия бессмертна — обёртки тоже обойдутся в копеечку!). Само собой, о том, чтобы учебник перешёл кому-то из младших родственников, нет и речи — книга к концу года рассыпается.

Книги — тяжёлые как камни. Бедный детский позвоночник…

А теперь о главном — ЧТО в этих книжонках написано. По другому ЭТО назвать не могу, ибо в книге не место таким, например, перлам, как «Сокол развивает скорость до 300 км в час». Смею огорчить автора этого чуда, что сокол и правда иногда может развить такую скорость, но — в свободном падении на жертву и только на несколько секунд. Однако первоклассникам, которые такое прочтут в учебнике природоведения, объяснить это в подробностях придётся учителю, если он, конечно, сам знает! А книга, между прочим, имеет две президентские премии.

Английский, боже ж мой… Старкову и Диксону надо памятник поставить, потому что новые учебники писали, наверно, те, кто долго жил где-то в Америке в негритянском районе — книга полна грубыми сленговыми выражениями, плюс элементарные ошибки.

Кому нужны такие книги? Явно не вам, родители, и не вашим детям!

Издательствам? Похоже на то. Вложено средств по минимуму — получаем максимальную прибыль.

Проклятым империалистам? Это они, наверно, пишут такие книги, чтобы образование наших детей не котировалось на мировом уровне.

Родственникам/друзьям/любовницам тех, кто эти книги помещает в программу? Ну, а как президент мог дать две премии за книгу, которая полна шедеврами типа летающего с космической скоростью сокола? Ни за что не поверю, что он такой неграмотный, наверно, дело в другом…

Не буду подробно рассказывать про учебники литературы, откуда изымают классику и втыкают туда нечто унылое и негодное из современной литературы…

И что делать, и когда это кончится? Знаю, что ведётся борьба «до крови», родители, учителя, учёные, известные личности — все бьют тревогу, забрасывают министерство и президента мольбами и требованиями что-то изменить. Я тоже написала на Фейсбуке нашему министру образования, не стесняясь в выражениях, гневное послание с конкретными фактами. Изменится ли ситуация со школьными книгами и когда? А дети, между тем, мучаются, таская тяжести в школу, портят зрение, читают и учат ерунду…

А сокол всё летит, обгоняя самолёт…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: