Аутизм. Как помочь тому, кто не понимает, что нуждается в помощи?
Поговаривают, что еще каких-то 20−30 лет назад никто представить не мог, что детям будут ставить подобный диагноз. И вообще такого диагноза не существовало.
Правда, не существовало диагноза и не существовало заболевания — это небо и земля. Но я не ученый, даже не психиатр. Я — мать. Мне все равно, когда возникло заболевание и как оно когда называлось. Мне надо что-то решать здесь и сейчас. И не только мне. Таких, как я, — много. Наших детей не замечают, ведь они не шалят и не бьют стекла, в первые годы жизни вызывают вообще всеобщий восторг: «Какой спокойный ребенок!». Время идет, а спокойный ребенок остается таким же тихим и таким же беспомощным… И покой пропадает у родителей: что случилось? Кто виноват? Что делать-то?
Мой самый первый совет из собственного опыта — поменьше думать о том, кто виноват. Этого и ученые-то не знают, не могут определиться. Одни утверждают, что причина возникновения аутизма — инфекционное заболевание. Другие винят экологию. Третьи кричат о вреде прививок. Можно обвинить маму и акушеров в неудачных родах… Но не нужно.
Нужно — пораньше отметить, что ребенок развивается не так, как должен. Задержка развития речи. Отсутствие социализации. В три года уже заметно, играет ли ребенок с другими детками, говорит ли хоть как-то. Особенно бросается в глаза так называемая эхолалия — ребенок вместо ответа на ваш самый простой вопрос повторяет ваши слова, как эхо. Это заметно всем, даже вам.
Мне указала на то, что мой ребенок отличается от других детей, воспитатель детского садика. Для меня-то мой ребенок был самый-самый, к тому же первый и единственный. Ну, говорит хуже, чем другие… И вообще молчаливый… Научится еще.
Оказалось, что для того, чтобы он чему-то научился, пришлось несколько лет активно заниматься с дефектологом.
Отдельно следует обратиться к психиатру. Можно стесняться, можно упираться… Можно бояться визита к психиатру. Избежать — нельзя. Откладывать — не стоит. Чего боятся наши люди: во-первых, самого психиатрического диагноза, во-вторых, того, что диагноз «аутизм» — навсегда. Какие-то остаточные явления все равно будут.
Теперь — слова утешения. Если хорошо задуматься, то практически все талантливые люди — немного аутисты. Они могут погрузиться в свой мир и не замечать изменений во внешнем, так сказать, «общедоступном» мире. Аутисты умные. Только зачастую они видят лишь какую-то одну узкую специфичную сферу. Мой в три года штудировал энциклопедию животных и знал названия таких тварей Господних, которых я никогда не слышала! Хотя избежать задержки общего развития, увы, нельзя. Ведь такой ребенок не задает вопросов, а ваши рассказы о чем-то неинтересном с его точки зрения просто игнорирует.
«Вытаскивать» ребенка из его уютного внутреннего мира — задача не из легких, требует большого терпения. Я не буду говорить о рекомендациях докторов. Это — индивидуально. А о собственном опыте расскажу.
Покой и радость в доме — главная заповедь. Этот мир должен создать достойную конкуренцию.
Яркие впечатления.
Домашние животные. Мы как-то попали на выставку собак, так сын там за два часа сказал больше, чем до того за две недели! А когда переехали в частный дом, ребенок выпросил сначала собаку, кошку, кроликов («зайчиков»), кур, на корове я запротестовала… А в доме жили еще рыбки и хомяк Бантик.
Дельфинотерапия… Мы, правда, по признанию специалистов, обратились туда поздновато. Наиболее яркий эффект — когда молчун начинает говорить. А мы начали говорить раньше.
Акупунктура. В моем случае — с электростимуляцией.
БАДы.
Пробовали все…
Кроме спецдиеты для аутистов. Которая исключала настолько много продуктов (все молочные, хлеб, картофель, почти все крупы, сладости), что непонятно было, что же есть вообще.
Сейчас моему ребенку восемь лет. Учится. Читает, пишет — практически без ошибок, математика хромает. Очень изобретательный, великий любитель конструкторов. Очень самостоятельный в быту — умеет готовить кушать, пусть и не все, ухаживает за мной, если я заболею. У нас еще все впереди!